Строительство канала стало ответом на введение Пруссией слишком высоких таможенных пошлин для перевозчиков грузов в балтийские порты в первой четверти XIX века.
Строительство инициировали министр финансов Царства Польского Ксаверий Друцкий-Любецкий, принадлежавший знатному дворянскому белорусскому роду, и польский общественный деятель, идеолог Просвещения, публицист, ученый Станислав Сташиц. Они предложили прокопать обводной канал, который стал частью будущего Августовского канала. По этому водному пути предполагалось вывозить зерно и круглый лес в балтийские порты, минуя Восточную Пруссию.
Эта идея возникла в 1821 году, а уже в январе 1822-го начали составлять проект и убеждать царя в выгодности строительства большой водной артерии, которая связывала бы Вислу с Неманом и далее, через Дубиссу и Венту, с Балтийским морем.
Проект канала (более 500 листов карт, планов и технических чертежей) был выполнен группой военных инженеров во главе с полковником Игнатием Прондзинским, которые произвели обширные геодезические работы на территории будущего гидротехнического сооружения.
В Петербурге была создана специальная техническая комиссия, которая рассмотрела проект. Александр І принял решение: Августовский канал строить (по различным данным, это произошло весной 1824 или 1825 года)!
Строили достаточно быстро. И не только сам канал: в этих местах специально возвели предприятия по производству стройматериалов и деревообработке, металлургический завод. Впервые в промышленном масштабе стали производить гидротехнический цемент и даже изобрели специальную его марку.
Строительные и благоустроительные работы продолжались вплоть до восстания в Польше, Литве, Беларуси 1831 года. После того, как силы повстанцев были подавлены, работы на Августовском канале продолжились под руководством гражданского инженера Теодора Урбанского.
На участке протяженностью 101,2 километра было возведено 29 плотин и 18 шлюзов. Строительство обошлось казне в полтора миллиона рублей серебром, что равнялось 14 миллионам польских злотых (при первоначальной смете в 7 миллионов 681 тысячу 587 польских злотых).
Фактически с самого начала - сразу после строительства - в судьбе Августовского канала возник неожиданный политический поворот: в 1825 году между Россией и Пруссией было заключено соглашение, закончилась таможенная война. Экономический смысл канала фактически терялся. По каналу сплавляли лес и различные товары, но со временем все сплавы прекратились: стоимость такого пути была в 2-3 раза выше, чем сухопутный вариант. Кроме того, в середине XIX века началось активное железнодорожное строительство, и к 1839 году всякие строительные работы на Августовском канале прекратили.
Достаточно долго по Августовскому каналу сплавляли не только лес, но и ходили деревянные суда «берлины», перевозившие товары, против течения их вели по «тягловым» дорогам или с помощью лошадиных упряжек, в редких случаях за дело брались бурлаки.
В строительстве канала принимали участие люди различных национальностей: поляки, белорусы, русские, евреи. Евреи занимались одной из самых грязных, трудоемких, но зато хорошо оплачиваемых работ: вычерпывали воду из канав, которые предназначались для будущего канала. Всего на строительстве было задействовано около 7000 рабочих.
Главный проектировщик канала, Игнатий Прондзинский вскоре после начала прокладки водной артерии был отлучен от руководства строительством и арестован - за то, что являлся членом одного из тайных обществ (многочисленных в то время). Позже строительством руководил генерал Малле де Гранвилль. Вообще канал строили замечательные, выдающиеся люди. Это и подполковник Ян Павел Лелевель, который был инженером кантона Берна в Швейцарии, и подполковник Август Шульц, который позже стал советником египетского паши. Близкий друг Шопена Вильгельм Колберг был инспектором водных коммуникаций на Августовском канале. А самое большое число шлюзов построил Войцех Торчаковский. Значительную роль в строительстве канала сыграли другие инженеры: генерал Войцех Хржановский, инженеры Иосиф Спорный и Константин Иодко. Особая их заслуга заключается в гармоничном соединении инженерных объектов с окружающей средой.
Тем не менее, несмотря на то, что Августовский канал полностью отвечал своему предназначению - быть транзитным коридором к Балтике, - он не использовался. Впервые о его туристических возможностях заговорили еще в середине XIX века: известно, что еще в 1858 году лесник Александр Полуянский, который в рамках местного самоуправления отвечал за туризм, ратовал за развитие «индустрии отдыха и развлечений» на канале. Однако все планы вновь нарушило восстание, на этот раз Кастуся Калиновского в 1863 году. Вблизи канала происходили местные сражения, а после подавления восстания русская администрация не выказывала заинтересованности в эксплуатации канала.
Об искусственной водной артерии вспомнили лишь в начале XX века, когда в 1903 году в Августове было возведено здание дирекции Висло-Неманской водной дороги, так называемый «Дворец водной службы». Руководил ею Михаил Стражкевич. До начала Первой мировой войны было построено несколько новых плотин, отремонтировано несколько шлюзов, кое-где углубили дно. Началось развитие туризма. В 1909 году в районе Августовского канала состоялась первая пешая экскурсия, организованная Польским краеведческим обществом. В 1912 году - был разработан конный маршрут, туристов возили по берегам канала на телегах.
Однако пришла Первая мировая война, и о всяком отдыхе пришлось забыть. В ходе военных действий пострадал и сам канал: были уничтожены стены некоторых шлюзов и их ворота, сняты оригинальные механизмы, сожжены постройки и сосновые плотины. Дело в том, что в окрестностях Августовского канала в конце XIX - начале ХХ века активно возводились фортификационные сооружения.
Второй всплеск туристической активности на Августовском канале пришелся на 1920-1939 годы. На шлюзе Домбровка ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно - Августов - Гродно регулярно курсировали два пассажирских колесных парохода. В Польше активно развивался байдарочный туризм, началось массовое создание различных яхт-клубов. Центром туризма стал Августов. Вышел первый путеводитель по каналу.
В 1939 году территория белорусской части Августовского канала вошла в состав Белостокской области СССР. Лишь деревня Кадыш, урочище Лисья гора и прилегающие территории были заняты немцами после оккупации ими Польши.
Вдоль государственной границы и канала были предприняты широкомасштабная реконструкция и фортификационное строительство Гродненского укрепрайона под контролем генерала Дмитрия Карбышева. На участке протяженностью 80 километров было сооружено 57 дотов и около 100 пушечных капониров и колпаков - так называемая «Линия Молотова». Тут уж не до туризма было...
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На защиту белорусских земель встали и пограничники 86-го Августовского погранотряда, ни одна застава не сдалась без боя.
Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток.
Более 60 лет белорусская часть Августовского канала оставалась в забвении, шлюзы и другие сооружения разрушались. Все сооружения стали, по сути, бесхозными, а о сохранении Августовского канала как части исторического наследия никто не задумывался. Находившийся в ведении Минтранса канал в 50-х годах был снят с баланса и стал ничейным.
К началу XXI века сохранились стенки канала, кое-где - части ворот, остатки цепей, в Немново - домик смотрителя. Однако привлекателен канал был лишь для туристов, любящих отдыхать «дикарем», и любителей сплава на байдарках. Да и то, учитывая запущенный характер канала, приходится часто таскать лодки на руках.
Кстати, польский участок Августовского канала был реконструирован в еще 60-х годах XX века и остается своеобразной «Меккой» для туристов-водников со всего мира.
Гидротехнические особенности
Августовский канал строили весьма добротно, учитывая все достижения науки. Так, стены канала были посажены на свайное поле из сосновых свай диаметром 40 сантиметров. Дно, в зависимости от грунтов основания, выполнено в виде бетонных выгнутых перекрытий или деревянных на свайном поле. Ворота шлюзов изготавливались из дуба с железными оковами.
Для удержания уровня воды имелось 29 плотин шириной от 1,64 до 18,56 метров, изготовленных аналогично шлюзам. Заслонки плотин приводились в движение вручную при помощи зубчатых колес.
Стены камер шлюзов выкладывались из полевых валунов и облицовывались красным кирпичом на растворе и гидролизной извести. Элементы, подвергавшиеся наибольшим нагрузкам (устои, пороги, верхние обрезы шлюзовых камер), облицовывались блоками из песчаника.
Согласно проекту, поперечный профиль русла выполнялся в виде трапеции с шириной дна 9 метров, на уровне воды - 12 метров и с глубиной до 1,5 метра.
Берега канала из сыпучих песков усиливались слоем песка, смешанного с глиной, и засеивались травой. Иногда укладывались куски дерна. С целью усиления берега вдоль всего водного пути высаживались деревья, они же служили защитой от ветра.
Одновременно со строительством канала вдоль него прокладывались буксирные дороги шириной около 4 метров. Они не имели твердого покрытия.
На протяжении канала было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов (в большей части - деревянных «журавлиного» типа) и 65 мостиков на буксировочных путях, 24 объекта для обслуживания канала (сейчас на территории Беларуси находятся четыре шлюза, в том числе и самый большой - Немново).
Материал создан по заказу министерства спорта и туризма
/ interfax.by /