В начале 30-х годов прошлого века на канале была проведена серьезная реконструкция. Правда, современные реставраторы дают ей резко отрицательную оценку. Первоначально чаши шлюзов были отделаны клинкерным кирпичом, а пилястры сделаны из натурального камня. В 30-х же, при реконструкции, о сохранении исторической достоверности думать было как-то не принято...
На польской территории в 70-80-е годы прошлого века укрепляли берега канала бетоном, который со временем разрушился. Сейчас поляки перестраивают шлюзы.
Белорусскую часть Августовского канала в новейшей истории пытались восстанавливать не единожды. Так, в середине 90-х годов XX века специалисты минского института «Белгипроводхоз» выполнили технико-экономический расчет реконструкции белорусской части и выяснили, что в целом необходимо около 12 миллионов долларов. Все расчеты были сделаны, готовы выкладки и обоснования. На этом все и закончилось.
В середине 1990-х была попытка начать реконструкционные работы на Августовском канале. В 1996 году на эти цели были выделены небольшие средства из местного экологического фонда, который был образован из отчислений промышленных предприятий, а также других субъектов хозяйствования, поступавших в распоряжение регионального комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Выделенных средств хватило для начального обустройства полуторакилометрового отрезка канала. Здесь был спилен лес, убрана территория, разобран один из шлюзов для регулирования уровня воды, частично углублен и расширен фарватер. Дальнейшие работы по реконструкции уникального сооружения пришлось прекратить, так как выделенные на это средства закончились.
В 1998 году на белорусской части Августовского канала впервые побывали эксперты ЮНECКO, и именно oни порекомендовали заняться возрождением этого гидротехнического чуда первой половины XIX века. В 2003 году Августовский канал был внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Смело можно сказать, что новая жизнь белорусской части Августовского канала началась в 2004 году, когда президент подписал указ «Об организации работ по реконструкции части Августовского канала». Восстанавливать канал стали ударными темпами - на объекте работали 13 предприятий со всей Гродненской области. В самую горячую пору на работах по Августовскому каналу на протяжении всех 22 километров было задействовано свыше 1300 человек, более 60 экскаваторов, около 80 бульдозеров, плавучие краны, самосвалы - всего работало около 500 единиц техники.
Первоначально было предложено два варианта восстановления канала. В частности, предполагалось углубить русло реки Черная Ганча для того, чтобы могли проходить небольшие туристические суда. Альтернативный план (он и был выбран) предусматривал максимальное восстановление канала таким, каким он был раньше. Однако полностью в первозданном виде восстановить канал было невозможно: за прошедшие 180 лет уровень воды в Немане упал на два метра, поэтому у изначально трехкамерного судоходного шлюза «Немново» появилась четвертая камера. Кроме того, Неман изменил русло, поэтому канал стал длиннее на 1,8 километров. Пришлось копать новое русло по старице.
При реконструкции Августовского канала строители старались восстановить его в первозданном виде - насколько это возможно. Так, на Обольском заводе в Витебской области была разработана технология изготовления кирпича для восстановления шлюзовых камер. Кирпич по своим характеристикам аналогичен тому, что использовался при строительстве гидросооружений. Сохранившиеся, предварительно пронумерованные блоки из гранита очищались и устанавливались на прежнее место. На Волковысском заводе литейного оборудования было изготовлено 3 комплекта для подъема и опускания затворов водосброса «Кужинец». Всего для реставрации шлюзов на Августовском канале понадобилось 18 таких механизмов.
При укреплении берегов местами придерживались старинных технологий, оплетали склон дранкой, деревянными сваями. Местами - щебнем и пробивным полотном (сквозь него прорастает трава). Специальными бурами в береговых стенках и днище шлюзов просверливались отверстия определенного диаметра сначала на 1,5 метра, потом еще на 3 - 4 метра. И туда под давлением закачивалась инъекция цементного раствора, чтобы заполнить все щели, поры, пустоты для укрепления как боковых стен, так и днища.
В районе канала уже проложены хорошие дороги. Готовы к приему судов причалы у шлюза «Черток» и у деревни Рынковцы. А всех их девять. Обустроена паромная переправа у Лесной. По заказу Гродненского облисполкома на Петриковском судоремонтно-строительном заводе изготовлен паром.
Реконструкция белорусской части Августовского канала была завершена к лету 2006 года. Подготовлено досье для его включения в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Материал создан по заказу министерства спорта и туризма
/ interfax.by /
Комментариев нет:
Отправить комментарий