Белорусская часть Августовского канала, связывающего бассейны Вислы и Немана, сегодня, после реконструкции, стала одним из интереснейших туристических объектов нашей страны.
Общая протяженность канала в настоящий момент составляет 102,5 километров, из которых более 20 километров проходит по северо-западной территории Гродненской области Республики Беларусь (от белорусско-польской границы до впадения в Неман).
Августовский канал получил свое имя от названия польского города Августов, возле которого в озере Сервы и начинается этот искусственный водный путь.
Канал является уникальным гидротехническим сооружением первой половины XIX века, он представляет собой сложную систему водных путей, рек, озер и сопряженных с ними судоходных и водосбросных шлюзов. Таких в мире существует всего три - помимо Августовского, это Каледонский канал в Великобритании и канал Гота в Швеции. Однако и британский, и шведский каналы не имеют такого размаха: искусственно прокопанные каналы общей длиною около 45 километров связали в единое целое более 35 километров русел рек и 21 километр поверхностей озер, снивелировав 54-метровый перепад отметок водного зеркала. Канал был построен с использованием новейших на тот момент технологий на основе опыта знаменитых немецких, английских и швейцарских каналов и по праву считался достижением европейской инженерной мысли своего времени.
Кроме того, Августовский канал уникален как трансграничный водный путь. Ведь благодаря ему все водные артерии Центральной и Восточной Европы завязаны в один узел. К сожалению, изначальное предназначение канала, проложенного в качестве транспортной артерии, связывающей реки Висла и Неман вплоть до выхода в Балтийское море, сегодня утрачено. Однако ни в Польше, ни в Беларуси не сомневаются в его привлекательности как туристического объекта.
Ценнейшее богатство канала - уникальная экосистема, не тронутая цивилизацией природа: живописный уголок Августовской Пущи, сохранивший множество растений, занесенных в Красную Книгу и богатый животный мир. На польской территории находятся два нaциoнaльныx пaркa - c югa и севeрa кaнaлa, a тaкжe мнoжествo прирoдоохрaнныx oбъeктoв, расположенных вoкруг нeгo. В Беларуси на базе двух ботанических заказников в Сопоцкине и Гоже создают Гродненскую пущу.
Наконец, в окрестностях Августовского канала находятся десятки уникальных исторических и архитектурных памятников. Это ни на что не похожий экологический и историко-культурный регион с населением со своей субкультурой.
География и гидрография
Августовский канал связывает Неман с Вислой и проходит по ледниковой долине реки Черная Ганча. Его белорусская часть гидрографически относится к нижней части этой реки, в которую на белорусской территории впадают притоки Волкушанка, Осташанка, Марыха с Шлямицей и Игорка.
Специалисты отмечают уникальность этой местности, которую отличают наиболее низкое гипсометрическое положение (низшая точка на урезе Немана в районе деревни Привалка достигает 80,3 метра абсолютной высоты), принадлежность к южной части зоны распространения последнего поозерского (его еще называют валдайским и вюрмским) ледникового покрова.
До деревни Черток Августовский канал в большей степени использует естественное русло Черной Ганчи, дальше река и все источники, питающие канал, отводятся по искусственному руслу в район деревни Немново.
К правому берегу канала прилегает Гродненская возвышенность (так, в районе Сопоцкина относительные высоты достигают до 200-210 метров над уровнем моря), левый берег расположен в зоне плоского литовско-белорусско-польского поозерья.
История
Строительство канала стало ответом на введение Пруссией слишком высоких таможенных пошлин для перевозчиков грузов в балтийские порты в первой четверти XIX века.
Строительство инициировали министр финансов Царства Польского Ксаверий Друцкий-Любецкий, принадлежавший знатному дворянскому белорусскому роду, и польский общественный деятель, идеолог Просвещения, публицист, ученый Станислав Сташиц. Они предложили прокопать обводной канал, который стал частью будущего Августовского канала. По этому водному пути предполагалось вывозить зерно и круглый лес в балтийские порты, минуя Восточную Пруссию.
Эта идея возникла в 1821 году, а уже в январе 1822-го начали составлять проект и убеждать царя в выгодности строительства большой водной артерии, которая связывала бы Вислу с Неманом и далее, через Дубиссу и Венту, с Балтийским морем.
Проект канала (более 500 листов карт, планов и технических чертежей) был выполнен группой военных инженеров во главе с полковником Игнатием Прондзинским, которые произвели обширные геодезические работы на территории будущего гидротехнического сооружения.
В Петербурге была создана специальная техническая комиссия, которая рассмотрела проект. Александр І принял решение: Августовский канал строить (по различным данным, это произошло весной 1824 или 1825 года)!
Строили достаточно быстро. И не только сам канал: в этих местах специально возвели предприятия по производству стройматериалов и деревообработке, металлургический завод. Впервые в промышленном масштабе стали производить гидротехнический цемент и даже изобрели специальную его марку.
Строительные и благоустроительные работы продолжались вплоть до восстания в Польше, Литве, Беларуси 1831 года. После того, как силы повстанцев были подавлены, работы на Августовском канале продолжились под руководством гражданского инженера Теодора Урбанского.
На участке протяженностью 101,2 километра было возведено 29 плотин и 18 шлюзов. Строительство обошлось казне в полтора миллиона рублей серебром, что равнялось 14 миллионам польских злотых (при первоначальной смете в 7 миллионов 681 тысячу 587 польских злотых).
Фактически с самого начала - сразу после строительства - в судьбе Августовского канала возник неожиданный политический поворот: в 1825 году между Россией и Пруссией было заключено соглашение, закончилась таможенная война. Экономический смысл канала фактически терялся. По каналу сплавляли лес и различные товары, но со временем все сплавы прекратились: стоимость такого пути была в 2-3 раза выше, чем сухопутный вариант. Кроме того, в середине XIX века началось активное железнодорожное строительство, и к 1839 году всякие строительные работы на Августовском канале прекратили.
Достаточно долго по Августовскому каналу сплавляли не только лес, но и ходили деревянные суда стория«берлины», перевозившие товары, против течения их вели по «тягловым» дорогам или с помощью лошадиных упряжек, в редких случаях за дело брались бурлаки.
В строительстве канала принимали участие люди различных национальностей: поляки, белорусы, русские, евреи. Евреи занимались одной из самых грязных, трудоемких, но зато хорошо оплачиваемых работ: вычерпывали воду из канав, которые предназначались для будущего канала. Всего на строительстве было задействовано около 7000 рабочих.
Главный проектировщик канала, Игнатий Прондзинский вскоре после начала прокладки водной артерии был отлучен от руководства строительством и арестован - за то, что являлся членом одного из тайных обществ (многочисленных в то время). Позже строительством руководил генерал Малле де Гранвилль. Вообще канал строили замечательные, выдающиеся люди. Это и подполковник Ян Павел Лелевель, который был инженером кантона Берна в Швейцарии, и подполковник Август Шульц, который позже стал советником египетского паши. Близкий друг Шопена Вильгельм Колберг был инспектором водных коммуникаций на Августовском канале. А самое большое число шлюзов построил Войцех Торчаковский. Значительную роль в строительстве канала сыграли другие инженеры: генерал Войцех Хржановский, инженеры Иосиф Спорный и Константин Иодко. Особая их заслуга заключается в гармоничном соединении инженерных объектов с окружающей средой.
Тем не менее, несмотря на то, что Августовский канал полностью отвечал своему предназначению - быть транзитным коридором к Балтике, - он не использовался. Впервые о его туристических возможностях заговорили еще в середине XIX века: известно, что еще в 1858 году лесник Александр Полуянский, который в рамках местного самоуправления отвечал за туризм, ратовал за развитие «индустрии отдыха и развлечений» на канале. Однако все планы вновь нарушило восстание, на этот раз Кастуся Калиновского в 1863 году. Вблизи канала происходили местные сражения, а после подавления восстания русская администрация не выказывала заинтересованности в эксплуатации канала.
Об искусственной водной артерии вспомнили лишь в начале XX века, когда в 1903 году в Августове было возведено здание дирекции Висло-Неманской водной дороги, так называемый «Дворец водной службы». Руководил ею Михаил Стражкевич. До начала Первой мировой войны было построено несколько новых плотин, отремонтировано несколько шлюзов, кое-где углубили дно. Началось развитие туризма. В 1909 году в районе Августовского канала состоялась первая пешая экскурсия, организованная Польским краеведческим обществом. В 1912 году - был разработан конный маршрут, туристов возили по берегам канала на телегах.
Однако пришла Первая мировая война, и о всяком отдыхе пришлось забыть. В ходе военных действий пострадал и сам канал: были уничтожены стены некоторых шлюзов и их ворота, сняты оригинальные механизмы, сожжены постройки и сосновые плотины. Дело в том, что в окрестностях Августовского канала в конце XIX - начале ХХ века активно возводились фортификационные сооружения.
Второй всплеск туристической активности на Августовском канале пришелся на 1920-1939 годы. На шлюзе Домбровка ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно - Августов - Гродно регулярно курсировали два пассажирских колесных парохода. В Польше активно развивался байдарочный туризм, началось массовое создание различных яхт-клубов. Центром туризма стал Августов. Вышел первый путеводитель по каналу.
В 1939 году территория белорусской части Августовского канала вошла в состав Белостокской области СССР. Лишь деревня Кадыш, урочище Лисья гора и прилегающие территории были заняты немцами после оккупации ими Польши.
Вдоль государственной границы и канала были предприняты широкомасштабная реконструкция и фортификационное строительство Гродненского укрепрайона под контролем генерала Дмитрия Карбышева. На участке протяженностью 80 километров было сооружено 57 дотов и около 100 пушечных капониров и колпаков - так называемая «Линия Молотова». Тут уж не до туризма было...
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На защиту белорусских земель встали и пограничники 86-го Августовского погранотряда, ни одна застава не сдалась без боя.
Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток.
Более 60 лет белорусская часть Августовского канала оставалась в забвении, шлюзы и другие сооружения разрушались. Все сооружения стали, по сути, бесхозными, а о сохранении Августовского канала как части исторического наследия никто не задумывался. Находившийся в ведении Минтранса канал в 50-х годах был снят с баланса и стал ничейным.
К началу XXI века сохранились стенки канала, кое-где - части ворот, остатки цепей, в Немново - домик смотрителя. Однако привлекателен канал был лишь для туристов, любящих отдыхать «дикарем», и любителей сплава на байдарках. Да и то, учитывая запущенный характер канала, приходится часто таскать лодки на руках.
Кстати, польский участок Августовского канала был реконструирован в еще 60-х годах XX века и остается своеобразной «Меккой» для туристов-водников со всего мира.
Гидротехнические особенности
Августовский канал строили весьма добротно, учитывая все достижения науки. Так, стены канала были посажены на свайное поле из сосновых свай диаметром 40 сантиметров. Дно, в зависимости от грунтов основания, выполнено в виде бетонных выгнутых перекрытий или деревянных на свайном поле. Ворота шлюзов изготавливались из дуба с железными оковами.
Для удержания уровня воды имелось 29 плотин шириной от 1,64 до 18,56 метров, изготовленных аналогично шлюзам. Заслонки плотин приводились в движение вручную при помощи зубчатых колес.
Стены камер шлюзов выкладывались из полевых валунов и облицовывались красным кирпичом на растворе и гидролизной извести. Элементы, подвергавшиеся наибольшим нагрузкам (устои, пороги, верхние обрезы шлюзовых камер), облицовывались блоками из песчаника.
Согласно проекту, поперечный профиль русла выполнялся в виде трапеции с шириной дна 9 метров, на уровне воды - 12 метров и с глубиной до 1,5 метра.
Берега канала из сыпучих песков усиливались слоем песка, смешанного с глиной, и засеивались травой. Иногда укладывались куски дерна. С целью усиления берега вдоль всего водного пути высаживались деревья, они же служили защитой от ветра.
Одновременно со строительством канала вдоль него прокладывались буксирные дороги шириной около 4 метров. Они не имели твердого покрытия.
На протяжении канала было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов (в большей части - деревянных «журавлиного» типа) и 65 мостиков на буксировочных путях, 24 объекта для обслуживания канала (сейчас на территории Беларуси находятся четыре шлюза, в том числе и самый большой - Немново).
Восстановление
В начале 30-х годов прошлого века на канале была проведена серьезная реконструкция. Правда, современные реставраторы дают ей резко отрицательную оценку. Первоначально чаши шлюзов были отделаны клинкерным кирпичом, а пилястры сделаны из натурального камня. В 30-х же, при реконструкции, о сохранении исторической достоверности думать было как-то не принято...
На польской территории в 70-80-е годы прошлого века укрепляли берега канала бетоном, который со временем разрушился. Сейчас поляки перестраивают шлюзы.
Белорусскую часть Августовского канала в новейшей истории пытались восстанавливать не единожды. Так, в середине 90-х годов XX века специалисты минского института «Белгипроводхоз» выполнили технико-экономический расчет реконструкции белорусской части и выяснили, что в целом необходимо около 12 миллионов долларов. Все расчеты были сделаны, готовы выкладки и обоснования. На этом все и закончилось.
В середине 1990-х была попытка начать реконструкционные работы на Августовском канале. В 1996 году на эти цели были выделены небольшие средства из местного экологического фонда, который был образован из отчислений промышленных предприятий, а также других субъектов хозяйствования, поступавших в распоряжение регионального комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Выделенных средств хватило для начального обустройства полуторакилометрового отрезка канала. Здесь был спилен лес, убрана территория, разобран один из шлюзов для регулирования уровня воды, частично углублен и расширен фарватер. Дальнейшие работы по реконструкции уникального сооружения пришлось прекратить, так как выделенные на это средства закончились.
В 1998 году на белорусской части Августовского канала впервые побывали эксперты ЮНECКO, и именно oни порекомендовали заняться возрождением этого гидротехнического чуда первой половины XIX века. В 2003 году Августовский канал был внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Смело можно сказать, что новая жизнь белорусской части Августовского канала началась в 2004 году, когда президент подписал указ «Об организации работ по реконструкции части Августовского канала». Восстанавливать канал стали ударными темпами - на объекте работали 13 предприятий со всей Гродненской области. В самую горячую пору на работах по Августовскому каналу на протяжении всех 22 километров было задействовано свыше 1300 человек, более 60 экскаваторов, около 80 бульдозеров, плавучие краны, самосвалы - всего работало около 500 единиц техники.
Первоначально было предложено два варианта восстановления канала. В частности, предполагалось углубить русло реки Черная Ганча для того, чтобы могли проходить небольшие туристические суда. Альтернативный план (он и был выбран) предусматривал максимальное восстановление канала таким, каким он был раньше. Однако полностью в первозданном виде восстановить канал было невозможно: за прошедшие 180 лет уровень воды в Немане упал на два метра, поэтому у изначально трехкамерного судоходного шлюза «Немново» появилась четвертая камера. Кроме того, Неман изменил русло, поэтому канал стал длиннее на 1,8 километров. Пришлось копать новое русло по старице.
При реконструкции Августовского канала строители старались восстановить его в первозданном виде - насколько это возможно. Так, на Обольском заводе в Витебской области была разработана технология изготовления кирпича для восстановления шлюзовых камер. Кирпич по своим характеристикам аналогичен тому, что использовался при строительстве гидросооружений. Сохранившиеся, предварительно пронумерованные блоки из гранита очищались и устанавливались на прежнее место. На Волковысском заводе литейного оборудования было изготовлено 3 комплекта для подъема и опускания затворов водосброса «Кужинец». Всего для реставрации шлюзов на Августовском канале понадобилось 18 таких механизмов.
При укреплении берегов местами придерживались старинных технологий, оплетали склон дранкой, деревянными сваями. Местами - щебнем и пробивным полотном (сквозь него прорастает трава). Специальными бурами в береговых стенках и днище шлюзов просверливались отверстия определенного диаметра сначала на 1,5 метра, потом еще на 3 - 4 метра. И туда под давлением закачивалась инъекция цементного раствора, чтобы заполнить все щели, поры, пустоты для укрепления как боковых стен, так и днища.
В районе канала уже проложены хорошие дороги. Готовы к приему судов причалы у шлюза «Черток» и у деревни Рынковцы. А всех их девять. Обустроена паромная переправа у Лесной. По заказу Гродненского облисполкома на Петриковском судоремонтно-строительном заводе изготовлен паром.
Реконструкция белорусской части Августовского канала была завершена к лету 2006 года. Подготовлено досье для его включения в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Инфраструктура
Параллельно с восстановлением самого канала был разработан и проект туристической инфаструктуры уникального гидротехнического объекта. Так, согласно генеральному плану, вся прибрежная территория разбита на 10 функциональных зон, в каждой из которых будут сконцентрированы туристические объекты и сооружения, необходимые для полноценного обслуживания туристов, экскурсантов и отдыхающих. Они рассчитаны на долголетнее строительство. Разработан целый ряд привлекательных инвестиционных проектов, реализация которых позволит создать широкомасштабный туристский комплекс.
Наиболее привлекательными для туристов будут три участка, получившие у разработчиков названия «Деревенский», «Узловой» и «Немново».
Участок «Деревенский» рассматривается как комплекс сельского туризма. В прибрежной деревне Усово планируется создать все условия для полноценного и долговременного отдыха: проживание в сельских домиках-бунгало, мини-ресторан с домашней кухней, блок бытового обслуживания, автостоянки с навесами, автозаправка. Также есть проект строительства гольф-клуба. В деревне Рынковцы - на базе бывшего кирпичного завода предполагается создать кемпинг-центр, в котором разместится автокемпинг с палаточным городком, спорткомплекс с игровыми площадками, ресторан-кабаре и сувенирные лавки.
Также планируется создать культурно-массовый комплекс с центром в деревне Соничи (участок «Узловой»). В деревне создадутся специализированные торговые павильоны, сеть объектов обслуживания. Предусмотрено строительство парка с декоративным водоемом и эстрадного поля.
Участок «Немново» будет радовать туристов природным парком «Старое русло» у села Дмисевичи, площадками для пикников.
Большое внимание в плане уделено и городскому поселку Сопоцкин. Здесь планируется создать широкую сеть инфраструктуры: гостиничные комплексы, жилые дома для персонала, междугородный пункт связи, объекты питания и медпункты, систему транспортного обслуживания: СТО, АЗС, прокат средств передвижения, стоянки для авто и так далее. Кроме того, существует возможность строительства в окрестностях Сопоцкина горнолыжного комплекса.
В инвестиционном пакете Гродненского областного исполнительного комитета по созданию объектов инфраструктуры туризма, спорта и оздоровительного отдыха в зоне реконструкции Августовского канала первоочередными объектами, выставленными на конкурс, являются:
летнее кафе со спасательной и лодочно-прокатной станциями в деревне Дмисевичи;
стилизованные под корчму кафе в деревнях Немново и Соничи,
летнее кафе возле судоходного шлюза «Домбровка» и другие.
Всего же в рамках утвержденной схемы территориальной организации района Августовского канала предусмотрено осуществление более трех десятков инвестиционных проектов.
В 2007-м году на Августовском канале было построено 3 кирпичных домика для туристов (возле шлюзов «Домбровка», «Куркуль» и «Немново»), действовало 6 выездных точек общепита: две от райпотребсоюза и четыре частные. Вдоль канала оборудовано 7 деревянных навесов для пикников, 3 пляжа с волейбольными площадками. В районе шлюза «Домбровка» райисполкомом установлена стационарная сцена.
По каналу курсировали теплоход «Неман», рассчитанный на 50 человек (стоимость его аренды Br165000 в час) и судно «Ольга Соломова» на 120 человек. Напрокат можно было взять 15 байдарок, 10 лодок, 10 катамаранов, 3 моторные лодки и катер. Кстати, разрешено пользоваться своими лодками и моторками.
В районе деревни Лесная действует бесплатная паромная переправа. Переправиться через Августовский канал можно с 7:30 до 10:00, с 13:00 до 16:00, с 18:00 до 20:30. Важно знать, что препятствием для пересечения канала на машине может быть высокая вода, из-за чего въехать на паром и покинуть его на машине с низким клиренсом будет невозможно.
Крупнейшие операторы мобильной связи в Беларуси - МТС и VELCOM - синхронно заявили об установке связи на белорусской части Августовского канала.
Первоначально условия для туризма на белорусской части Августовского канала осложнялись в связи с близостью границы. Однако для повышения туристической привлекательности региона и привлечения туристов решением Гродненского облисполкома был упрощен пограничный режим въезда и выезда в районе Августовского канала. В результате этого из пограничной зоны исключено 14 населенных пунктов Гродненского района. Это городской поселок Сопоцкин, хутор Домбровка, деревни Осочники, Новики, Новоселки, Рынковцы, Лесная, Усово, Черток, Радзивилки, Соничи, Немново, Осташа и Песчаны. Туда теперь можно проехать без предъявления специального пропуска. В пограничной зоне остался только шлюз Кужинец, по которому проходит Государственная граница Республики Беларусь с Польшей.
События
Вот уже около 10 лет на Августовском канале ежегодно в последнее воскресенье августа проходит праздник «Августовский канал в культуре трех народов». Это - своеобразный фестиваль, на котором встречаются представители и коллективы художественной самодеятельности белорусских, польских и литовских национальных объединений Гродненской области. Фестиваль пользуется неизменной популярностью как у местных жителей, так и туристов. Так, в 2007 году в праздничных мероприятиях приняли участие более 10 тысяч человек.
В районе шлюза «Домбровка», где установлена стационарная сцена, Гродненский райисполком в туристический сезон проводит постоянные культурно-массовые мероприятия «Августовский канал приглашает друзей», в ходе которых проходят выступления творческих коллективов района, а также организовывается выездная торговля. Так, весной здесь открывают активный туристический сезон.
На Августовском канале в мае традиционно проводится чемпионат Беларуси по ТПМ в технике водного туризма «Неманская весна». В состязаниях принимают участие спортсмены-туристы из всех областей Беларуси и г. Минска. Ежегодные соревнования проводятся для повышения технического и тактического мастерства участников, обмена опытом между туристическими клубами и коллективами физкультуры.
Кстати, водная жемчужина будет привлекательна для туристов не только в теплое время года. Планируется оборудовать здесь современную лыжную трассу (от 3 до 15 километров) и проводить здесь различные спортивные состязания в снежные месяцы.
Экосистема
Августовский канал привлекает туристов уникальной экосистемой. Русло канала проходит по живописным местам лесного массива Августовской пущи, где сохранились редкие виды растений и животных. Она имеет важное экологическое значение для Прибалтийского региона и Европы в целом.
В Гродненской области окрестности канала являются ценнейшей экосистемой. В лесу обитают рыси, кабаны, волки, лоси, олени, косули, бобры, болотные черепахи, глухари, тетерева и такие редкие птицы, как черный аист и красный коршун. Возраст отдельных деревьев здесь превышает 250-300 лет. В этих местах расположены 6 озер, низовья рек Черная Ганча, Марыха, Шлямица, ряд малых лесных рек, множество родниково-ручьевых комплексов, а также уникальные для Прибалтики верховые мочажинно-грядовые и низинные пойменные болота. В местных озерах, да и в самом Августовском канале водится форель и хариус.
Северо-западный участок польской части Августовской пущи входит в состав Вигерского национального парка, с юга к ней вплотную примыкает Бебжанский национальный парк. Польской стороной планируется создание в Августовской пуще на границе с Беларусью еще одного национального парка.
На белорусской территории в районе Августовского канала создается биосферный резерват «Гродненская пуща». По своему статусу он не уступит знаменитой Беловежской. Гродненскую пущу создают на стыке трех государств на базе двух ботанических заказников в Сопоцкине и Гоже. Теперь кроме лекарственных растений здесь будут охранять деревья, животных и птиц. Большинство из них занесено в Красную книгу Беларуси. «Гродненская пуща» станет четвертым биосферным резерватом в Беларуси после Березинского заповедника, ландшафтного заказника «Прибужское полесье» и Национального парка «Беловежская пуща».
Специалисты определили редкие ландшафтные комплексы, имеющие не только первостепенное природоохранное значение, но и высокую рекреационную значимость и перспективы для развития туризма, особенно в связи с восстановлением Августовского канала. К ним можно отнести:
долину реки Шлямица от озера Шлямы до впадения ее в Марыху;
долину реки Черная Ганча от деревни Лесная до деревни Соничи; долину реки Черная Ганча ниже деревни Кадыш до деревни Горячки.
Все они имеют крутые, часто каньонообразные склоны, по которым простираются ленточные дубравы, липняки, ельники с комплексом редких и охраняемых видов растений и животных.
Территория резервата, граничащего со знаменитой Августовской пущей в Польше и несколькими заказниками в Литве, составит около 22 тысяч гектаров.
Материал подготовлен по заказу министерства спорта и туризма
/ interfax.by /
Комментариев нет:
Отправить комментарий